Следующий! Рецензия на Papers, Please
Как часто вам приходилось пересекать границу? Рискну предположить, что максимум пару раз за всю жизнь. Но если же вы были на пропускном пункте хоть раз, то наверняка проклинали его за длинные очереди, долгую проверку документов, а иногда и за отсутствие элементарной вежливости. И как же радостно осознавать, что это место уже позади! А теперь представьте, что туда вам придется ходить каждый день, но уже не стоять в очереди и ожидать решения, а непосредственно вершить судьбы сотен людей. Каждый день на протяжении нескольких часов внимательно вглядываться в кучу документов, сравнивать их... и не дай Бог, если что-то проглядел! Вездесущее начальство тут же выпишет чек с предупреждением, а то и со штрафом. А ведь нередко попадаются откровенно и хамливые люди и те, кто не прочь пожаловаться на свою тяжелую участь. Хотелось бы вам иметь такую работу? Нет. Однако, Лукас Поуп выбрал ее для своего проекта - Papers, Please.
«Что может быть интересного в подобной работе?» - спросите вы. Правильно, ничего. Все, что вам предстоит делать в игре-ставить печати и... принимать непростые решения. Здесь важно понимать, что сам игровой процесс служит лишь предлогом, который нужен для того, чтобы рассказать историю о простом человеке, на плечах которого лежит ответственность за судьбу своей семьи. Причем, как такового сюжета здесь нет. Вам необходимо лишь сохранить свою работу и зарабатывать на ней свои гроши. Но каждый день вам предстоят те самые нелегкие решения. И они как раз могут повернуть жизнь главного героя в другое русло. К примеру, на что потратить 15 долларов? На лекарства всей семье? Но ведь тогда придется голодать, а если купить еду, то не хватит всем на лекарства и может умереть кто-то из семьи. Или же другой пример: один мужчина оставляет вам в качестве залога свои часы. Вы бережно их храните, но вот, к вам приходит одна дама, которая предлагает купить часы за 20 долларов, в то время, как она утверждает, мужчина (он стоит перед ней) даст за них лишь 10. Как быть? Решать только вам, но помните, что поблажек здесь нет, поэтому будьте готовыми к самым жестким последствиям.
И все же, геймплей тоже неотъемлемая часть Papers, Please, что же с ней? Невероятно, но Лукасу Поупу удалось все сделать на высшем уровне. Несмотря на то, что разглядывать документы кажется занятием нудным и неинтересным, все происходит совершенно наоборот: ты тщательно вглядываешься в каждую букву паспорта, соотносишь ее с другой буквой, указываешь на все недочеты стоящему перед тобой человеку, берешь от него взятку за пропуск, получаешь предупреждение от начальства... Все это безумно увлекает. И при том, что геймплей довольно прост, он может основательно напрячь мозг: чтобы поставить как можно больше печатей да к тому же правильно поставить, приходится запоминать внешний вид всех документов, города их выдачи и много другое. И, пожалуй, самое восхитительное то, что вся эта рутина нисколько не надоедает. Наоборот, стараешься принять наибольшее число людей, узнать их истории (конечно же, далеко не все их рассказывают), увидеть какую-то новую игровую ситуацию.
Отдельно хочется сказать и об игровом мире игры. Действия разворачиваются в вымышленном мире, в стране Арстотцке. На дворе 1984 год. Только что завершилась война с Колечией, поэтому обстановка в государстве довольно шаткая. Этим же объясняется и некая паранойя властей: они то и дело вводят новые правила въезда в Арстотцку. Тут же в стране возникает революционное движение, члены которой придут в том числе и к вам. Вообще, весь игровой антураж напоминает смесь СССР и фашисткой Германии (как бы парадоксально это не звучало), отчего отчетливо рисуется портрет страны и ее властей (нет, в этой фразе нет пренебрежительного отношения к прошлому нашей страны). Благодаря тщательно проделанному миру игры, происходит полное погружение в атмосферу антиутопии. И на просящих помощи людей ты смотришь уже по-другому, а игровым персонажам действительно сопереживаешь.
После Papers, Please можно переменить свои взгляды на многие вещи или на знакомых людей. Игра ставит перед игроком множество современных политических, нравственных, ценностных проблем. Но так же это и отличный пример того, что игры уже перестали быть просто развлечением. Они могут нести смысловую нагрузку не хуже, чем некоторые фильмы или даже книги. Но таких примеров не так уж и много. Поэтому отказываться от такого предложения просто никак нельзя.
Оценка - 9/10
Комментарии