Разделы
Главная > Статьи > Мёртвые глубины. Рецензия на SOMA

Мёртвые глубины. Рецензия на SOMA

Компания Frictional Games хорошо разбирается в людских страхах. Именно умение пугать игроков и держать их в постоянном напряжении принесло шведской студии известность. После успеха общепризнанных ужастиков Penumbra и Amnesia, уже никто не сомневался, что новое творение разработчиков станет леденящим кровь кошмаром. Новая игра получила название SOMA и оказалась сюрпризом для многих игроков. Одни были разочарованы, другие – приятно удивлены. По жанру это снова SURVIVAL HORROR, но с научно-фантастическим уклоном. Мир игры сильно отличается от ранее вышедших хорроров. Его даже нельзя назвать постапокалиптическим, ведь это понятие вызывает стойкие ассоциации с бесплодными землями, дикими бандами, мутантами и полуголыми амазонками. Забудьте! Нет больше никаких амазонок, на поверхности планеты вообще нет ничего живого. Даже главный герой уже давно умер. История о привидениях? Нет, все гораздо хуже!

Скриншот из игры SOMA

Начало

Эпиграф настраивает на серьезный лад. Им стала цитата известного фантаста Филипа Дика: «Реальность - это то, что не исчезает, когда мы перестаем об этом думать». Пролог может показаться довольно скучным и совершенно не подготавливает к дальнейшим событиям. Мы знакомимся с нашим протагонистом, Саймоном Джарретом из Торонто. Не так давно он попал в аварию, в которой погибла его подруга, а сам Саймон получил серьезную травму. Что-то с мозгом, хотя никаких признаков заболевания, за исключением кошмарного сна об аварии и некоторой забывчивости, наш герой не демонстрирует. Учимся взаимодействовать с окружающим миром и искать предметы. Смотрим короткий эпизод с поездкой по метро и телефонным разговором с другом. В пустой клинике Саймон учится открывать кодовые замки и попадает в кресло для сканирования мозга.

Далее начинается основная часть игры, события которой разворачиваются в будущем, в глубоководном комплексе PATHOS-2. Вокруг царит хаос и разрушение, из стен сочится мерзкая черная жидкость и растут странные образования. Нам сразу дают понять, что дела обстоят не лучшим образом, но истинные масштабы катастрофы только предстоит выяснить.

Скриншот из игры SOMA

Канва сюжета (спойлер!)

Мне совсем не страшно, совсем не…

SOMA обречена напоминать своих знаменитых предшественников. Есть тут немного от Penumbra и Amnesia, немного от Alien: Isolation, щепотка BioShock и даже капля Dead Space. Помните переходы из пункта А в пункт В и везущий ценный груз монорельс? На каждом углу стоят набившие оскомину шкафчики, к счастью, в них нет нужды прятаться. Можно разок заглянуть, если очень хочется, но вряд ли там найдется что-то интересное. Несмотря на множество знакомых деталей, назвать игру очередным клоном или вариацией нельзя.

Ставка сделана на сюжет и атмосферу, затягивающие игроков в умирающий мир. Часто приходится слышать, мол, игра не страшная. Да, с одной стороны, это так. После прохождения хитовых ужастиков, современному геймеру уже ничего не стоит обмануть глупых и медлительных монстров, которые только и могут, что хрипеть и булькать. Скримеров здесь тоже нет, никто и ничто не выскакивает из вентиляции и прочих укромных уголков.

Не страшно? А теперь представьте себя в полном, абсолютном одиночестве. В мире, где люди остались в прошлом, лишь обрывки их искаженных сознаний продолжают о чем-то горестно кричать. Вам не с кем поговорить, поделиться своими мыслями и проблемами. Единственный спутник – сохраненная в чипе цифровая копия незнакомого человека. Включил, выключил. Какое тут взаимопонимание… Впрочем, вы еще можете успеть найти последнего представителя человеческой расы. Вот только зачем? Чтобы оставить медленно умирать или избавить от страданий?

Скриншот из игры SOMA

SOMA незаметно подбирается к эмоциональным центрам, а потом наносит серию точных ударов. Приготовьтесь испытать тоску, чувство вины и, конечно же, страх. Иногда вы можете сделать пресловутый моральный выбор, иногда нет. В любом случае, приходится поступать плохо, причинять боль и даже убивать, иначе дальше не пройти. Если вы считаете, что SOMA вовсе не страшная, значит, вы не достаточно прониклись ею, не позволили царящей здесь безысходности и отчаянию охватить ваш разум. Возможно, это и к лучшему.

Давящую атмосферу дополняют вопросы философского и этического характера, которые рано или поздно придется решать игроку. Что вы думаете о самоубийстве? Ваше отношение к эвтаназии? Что есть человек? Вам легко убить робота? Что есть жизнь? Есть ли вещи хуже смерти? По мере прохождения дилеммы накапливаются, преследуя вас даже после выхода из игры. Вопросов много, но всех их объединяет общий знаменатель – смерть. SOMA не дает вразумительных ответов, каждый из нас должен их найти самостоятельно или попытаться отмахнуться.

Кстати, в отношении главного героя действуют аналогичные правила. За всю игру вы не увидите ни одной кат-сцены, если не считать пары кошмарных снов о погибшей в аварии подруге. Саймону придется самому разбираться, куда он попал и что теперь делать. В этом ему помогут всевозможные документы, аудиозаписи и умение слушать «голоса мертвых». Исследовать мир игры на удивление интересно, тут SOMA основательно опережает даже представителей RPG. Каждая новая находка служит очередным мазком на полотне, изображающем мировой апокалипсис и трагическую судьбу персонала подводного комплекса.

Скриншот из игры SOMA

Технические детали

В плане системных требований SOMA выглядит вполне демократичной. Графика немного не дотягивает до уровня Alien: Isolation, да и оптимизация чуть-чуть хуже, но особых недостатков выявить не удалось. Если баги и имели место, то к настоящему времени их уже исправили серией патчей.

Интерфейс минималистичен, но это совершенно не мешает игровому процессу. Отсутствие инвентаря позволяет не отвлекаться на поиски разного хлама. Аптечки «растут» на каждой локации, а важные для сюжета предметы подбираются автоматически. Карта или компас тоже отсутствуют, если не считать разбросанных тут и там схем. Иногда это вызывает определенные сложности, особенно, в океане. В начале может показаться, что Саймону ничего не стоит заблудиться в темных глубинах. Но если внимательно осмотреться, то обязательно выйдете на верный путь. Кроме проблем с ориентацией на местности, придется решить несколько классических головоломок, но они вряд ли вызовут трудности.

Можно покритиковать разработчиков за стилизацию электроники под 70-е. В Alien: Isolation этот ход диктовался оригинальным фильмом и выглядел уместно, но в SOMA нарочитая медлительность и пощелкивание компьютеров кажутся притянутыми за уши. Да и внешний вид разбросанных по станции системных блоков и прочего оборудования не имеет ничего общего с компьютерными древностями.

Скриншот из игры SOMA

Апокалиптическая симфония

Если графическая составляющая игры ничем выдающимся не впечатляет, то звуковое оформление можно смело назвать шедевром. Здесь нет эпичных музыкальных композиций или чарующего вокала. Довольно долго на саудтрек даже не обращаешь внимания, настолько органично он вплетается в ткань повествования. Но в нужных моментах звук проявляется в полную силу, создавая у игрока нужное настроение или соответствующие эпизоду эмоции. Музыкальные темы плавно перетекают друг в друга, поддерживая неповторимую, мрачную атмосферу.

Скриншот из игры SOMA

Вывод

Что же собой представляет SOMA? Ее трудно сравнивать с привычными ужастиками, хотя сами разработчики относят свое детище к жанру SURVIVAL HORROR. Если кто-то заявляет, что игра уступает конкурентам, то это вовсе не признак халатности ее создателей. В SOMA вложено немало труда и усилий, целью которых было не только испугать игроков. Или, если хотите, испугать, но не так, как это делали игры прошлых лет. Возможно, Frictional Games предприняли попытку вывести HORROR на новую ступень развития, воздействовав на более глубокие слои человеческой натуры.

Автор статьи: Zandarej. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Share
Теги: SOMA, survival horror

Комментарии


Рейтинг@Mail.ru
О нас
Контакты
Наши проекты: Mara | Desktop Lux | Click & Relax | Новогодний сайт | Onlive Clock | Web Media Center | Photo Mirror | System Scanner | О деньгах