Разделы

Компьютерные игры – полезны

Критиковать компьютерные игры стало хорошим тоном. Выплеснуть ведро яда готовы все – думающие о своих гонорарах психологи из частных центров коррекции, далекие от виртуальной реальности пенсионеры, домохозяйки и их всезнающие подруги. Сказать, что шутеры полезны – значит нарваться в лучшем случае на скептический взгляд, а в худшем – получить гневную отповедь. Однако это так, и тому есть многочисленные подтверждения в научных исследованиях и не вызывающих сомнения комментариях компетентных ученых.

Скриншот из игры Bulletstorm

Вопрос о пользе компьютерных игр сам по себе довольно обширен и на сегодняшний день заслуживает отдельного книжного издания в жанре научно-популярной литературы. Впрочем, чтобы не утомлять гипотетического читателя этой заметки, предубежденного, должно быть, против компьютерных игр и, в частности, кровавых шутеров, следует ограничиться основным тезисом о вовлечении игрока благодаря виртуальной реальности в так называемый «поток» и ссылками на конкретные данные научных исследований, проводившихся учеными в университетах Запада.

«Поток» – это психологический термин, введенный в обиход известным американским психологом Михайем Чиксентмихайеном. Он означает состояние вовлеченности в какой-либо сложный процесс, где от участника требуется решение поставленных перед ним задач. Это состояние можно испытать играя в шахматы или участвуя в туристической экспедиции, однако особенно сильно оно выражено во время прохождения компьютерной игры от первого лица, поскольку поддержано эффектом присутствия в необычной обстановке и требует от человека, по причине ни на минуту не прекращающегося игрового процесса, мгновенного принятия решений. Как только он начинает справляться с поставленными перед ним задачами или видеть перспективу их решения, у него появляется очень важное и почти утерянное в современных реалиях чувство контроля над окружающей действительностью. И в следующий момент, «поток», образно говоря, подхватывает его и поднимает над повседневностью, давая потрясающее ощущение собственной исключительности и счастья. Кстати, необычная обстановка компьютерных шутеров, будь то космос, война, постапокалиптический антураж или экзотический сеттинг имеют громадное значение, так как человек, в силу своих биологических инстинктов был изначально предназначен для роли охотника – он должен был в суровых и диких условиях добывать себе хлеб насущный, преодолевая всевозможные препятствия и сражаясь с конкурентами. Сейчас же этого нет, современный индивид заключен в стерильный пластиковый офис и подсознательно испытывает чувство неудовлетворенности. Шутеры, как раз-таки и избавляют его от этого ощущения, самым безопасным способом сублимируя накопившиеся эмоции.

Витамины, фрукты

В чем же еще заключается польза от компьютерных игр? В частном исследовательском университете города Росчестера, США, недавно провели несколько экспериментов. Компанию молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет разделили на 2 группы: одна играла в милитари шутер Call of Duty, другая в безобидный симулятор жизни Sims 2. По прошествии времени, психологи протестировали молодых людей и пришли к следующим выводам. Игравшие в «стрелялку» от первого лица, лучше ориентировались в незнакомой обстановке, на 25 процентов стремительней реагировали на внешние факторы и быстрее принимали решения, чем молодые люди, которые играли в лишенный насилия, миролюбивый симулятор. В другом эксперименте, проведенном в том же университете, была выявлена иная интересная закономерность. По его итогам выяснилось, что поклонники шутеров на 58 процентов лучше различают цветовые оттенки, чем те их сверстники, которые считают игры пустой тратой времени. Исследовали влияние виртуальной реальности и в других образовательных учреждениях. Так, научные сотрудники Оксфордского университета опытным путем установили, что школьникам, которые тратят час в день на компьютерные игры легче сводить знакомства и социализироваться, в отличие от их сверстников не геймеров. Кроме того, у юных ценителей виртуальных развлечений наблюдалась меньшая гиперактивность, зато больше была выражена способность к самоконтролю и тяга к альтруизму. Стоит отметить также и целый ряд экспериментов, после которых было признано, например, что компьютерные игры помогают детям справляться с дислексией (издание Current Biology) и развивают моторику (Университет Дикина, Австралия); симуляторы спорта формируют у подростков интерес к спортивным играм в реальной жизни (издание Psychology of Popular Media Culture), а пациентам ожоговых центов игры помогают отвлечься от боли при длительной реабилитации (Вашингтонский университет). И еще – пенсионерам игра в гонки помогает тренировать кратковременную память и концентрацию внимания (журнал Nature), а люди среднего возраста, погруженные в стратегии типа Quandary учатся прорабатывать сложные идеи в виртуальном мире, чтобы потом успешней справляться с похожими задачами в мире реальном (Технологический Университет Массачусетса). И наконец, молодые люди, которые играют поздно вечером, как оказалось, крепче спят, видят при этом яркие, визуально насыщенные сновидения и лучше ими управляют, чем те, кто не играет в компьютерные игры (исследователи из Канадского Университета MacEwan).

Таким образом, на основании научных данных, можно прийти к выводу, что виртуальная реальность, не только не вредна, а напротив – приносит много пользы и делает жизнь отдельно взятого геймера, а вместе с ним и некоторую часть окружающего его мира, существенно лучше. В таком мире становится меньше агрессии и неудовлетворенности, поскольку игрок нашел способ избавиться от них, ни на ком не самоутверждаясь и никому не причиняя вреда. Проводя время за компьютерными играми, геймер вместе с положительными эмоциями, получает кучу бонусов, увеличивая в мозгу количество нейронов, развивая психические реакции, совершенствуя навыки и приобретая новые знания. Такой человек легче находит друзей по интересам, а если он один, то проще переносит одиночество… Однако прежде чем с головой погрузиться в виртуальный мир, важно помнить – любое, даже самое полезное занятие, доведенное до фанатизма, неизбежно приносит отрицательный эффект. Поэтому играть можно и нужно, но соблюдая при этом разумную меру.

Автор статьи: Михаил Кажаев. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Комментарии
Рейтинг@Mail.ru
О нас
Контакты
Наши проекты: Mara | Desktop Lux | Click & Relax | Новогодний сайт | Onlive Clock | Web Media Center | Photo Mirror | System Scanner | О деньгах