Разделы
Главная > Статьи > Компьютерные игры: зло или искусство?

Компьютерные игры: зло или искусство?

Что такое искусство? В первую очередь это способ самовыражения человека. Художник, создавая новое произведение, переносит свои чувства и эмоции на холст. Музыкант с помощью мелодии пытается донести до слушателя частичку своего внутреннего мира. Писатель выплескивает своё мироощущение на бумагу, а режиссёр кино на кадры кинопленки. Но можно ли сказать, что абсолютно каждая картина, фильм или книга являются произведениями искусства? Нет. В любом виде искусства появляются, как настоящие шедевры, так и ширпотреб, просто мусор, недостойный внимания. Так можно ли назвать искусством такое явление современной культуры, как компьютерные игры? Или это всё же зло?

В современном обществе уже стало традицией обвинять компьютерные игры во всех смертных грехах. Они якобы влияют на психику, вызывают негативные эмоции, сажают зрение и даже побуждают человека на совершение преступлений. По сложившейся «доброй» традиции, в стране с самой демократичной демократией ежегодно происходят массовые расстрелы в школах. Подростки с психическими расстройствами разной степени тяжести достают из-под кровати папины револьверы и винтовки и идут играть в «войнушку» в родные школы. Результат всегда одинаков – кровь, трупы, слезы, искалеченные семьи и новые волны негатива, выливающегося в адрес какой-нибудь компьютерной игры, обнаруженной в коллекции убийцы. Почему-то никто не обращает внимания на то, что иногда диск с игрой находится где-то между дисками с жестким порно и кровавым ужастиком, типа «Пилы», а рядом на книжной полке ютится томик «Mein Kampf» за авторством Адольфа Алоизовича Гитлера. Во всем виновата игра! Не арсенал огнестрела, раскиданного по дому, не родители, которые давно «забили» на воспитание своего ребенка, а именно игра! Политики и правозащитники выбирают путь наименьшего сопротивления – легче разработать один законопроект об ограничении или запрете распространения компьютерных игр, чем решать целый ворох общенациональных и более глубоких проблем. Скандально известный адвокат-неадекват и, по совместительству, игроненавистник Джек Томпсон не единожды предлагал наложить запрет на все компьютерные игры в США. Интересно, таким узколобым его сделала лютая ненависть к компьютерным играм или он таким родился? Вспомним случай в Норвегии с расстрелом группы детей свихнувшимся анархистом. Оказывается, во время совершения преступления в наушниках у него играла музыка из игры World of Warcraft и фильма «Властелин колец». Но, что не удивительно, «Властелина колец» никто не обвинил в пропаганде насилия! Игроненавистники (коими являются большинство политиков и общественных деятелей) вцепились своими зубами в компьютерную игру. Губернатор штата Калифорния, небезызвестный Арнольд Шварценеггер пытался продвинуть закон о полном запрете компьютерных игр в своем штате, при этом видимо забыв, сколько крови он пролил в фильмах со своим участием. Как сказал один из главных героев ролевой саги «Ведьмак»: «Самое большое зло в этом мире – относительность морали. Каждый видит её так, как ему выгодно».

Безусловно, компьютерные игры влияют на психику, особенно на детскую, и именно поэтому в цивилизованных странах уже давно введены специальные рейтинги, ограничивающие продажу игр в зависимости от возраста покупателя. В европейской рейтинговой системе ESRB «опасность» игры для человека определяется по следующим параметрам: наличие крови и расчлененки, нецензурных выражений, показ обнаженного человеческого тела. Если в игре есть все вышеперечисленное, то она получает рейтинг Mature 17+ и в магазине её никогда не продадут ребенку. Всего существует семь рейтинговых ступеней, начиная от игр для самых маленьких и заканчивая проектами с рейтингом Adults Only – «только для взрослых». В России до сих пор такой системы нет, и ребенок может играть во что угодно, а его родители обычно мало интересуются какие кадры демонстрируются на мониторе компьютера их чада.

В сознании большинства жителей нашей страны укоренилось мнение, что в компьютерные игры играют либо дети, либо инфантильные взрослые, про которых обычно говорят с толикой пренебрежительности: «Ему уже за 30, а он всё в игрушки режется!» Немного статистики: средний возраст американского геймера (от англ. gamer – игрок) — 35 лет. Так что же получается, в США все поголовно инфантильны и до старости остаются детьми? Средняя стоимость диска с игрой в США составляет 60 долларов, что сопоставимо со стоимостью DVD-плеера и равняется примерно пяти походам в кинотеатр. В целом, на Западе уже давно сложилась геймерская культура. Игры там воспринимают наравне с кинематографом. Зачем человек идет в кинотеатр на новый фильм? Чтобы получить заряд каких-либо эмоций и, по возможности извлечь из этого фильма что-то для себя. Есть фильмы, которые можно (и нужно!) смотреть исключительно для развлечения, а есть и такие, которые наводят человека на определенные размышления и поселяются у него в сердце на долгие годы. Абсолютно такая же ситуация и с компьютерными играми. Разница лишь в том, что в игре намного больше степень погружения в происходящие события, и соответственно спектр эмоций гораздо шире. Правильно подобранные игры могут дать человеку, независимо от его возраста, очень многое – надо лишь быть чуть просвещеннее в этом вопросе и не относиться к компьютерным играм как к какому-то злу. Парадокс: нормальный родитель никогда не поведет своего ребенка в кинотеатр на фильм ужасов, но без зазрения совести купит ему игру, где проливаются литры крови в минуту…

Компьютерная игра высокого класса разрабатывается долгие годы. Над ней работают десятки высококлассных художников, музыкантов, сценаристов, дизайнеров, вкладывают в неё все свои силы, время, а иногда и частичку души. Однако, из-за низкого уровня геймерской культуры, в нашей стране настоящие шедевры остаются без внимания. Диалог в магазине:
— Возьмите вторую часть «Ведьмака» - замечательный сюжет, проработанные локации и персонажи, удивительный мир! Эта игра надолго останется у вас в сердце!
— Нет, знаете ли, мне лучше какую-нибудь «стрелялку» чтобы думать поменьше…
Но почему, когда человек приходит в книжный магазин, он не говорит что ему нужна книга «в которой стреляют и дерутся», а называет совершенно конкретного автора или серию. Пресловутый уровень культуры…

Легче всего сделать компьютерную игру виновником чего-либо. Игровая индустрия сейчас молода и беззащитна. Кинематографу уже более ста лет, книгопечатанию в разы больше. Если сейчас кто-нибудь предложит запретить фильмы или книги его просто поднимут на смех. Такие книги, как «Капитал» Карла Маркса и «Mein Kampf» Адольфа Гитлера изменили судьбы целых народов и стран. Однако, издательское дело никто запрещать не собирается.

Всё хорошо в меру. Если выбирать достойные проекты и не сидеть за компьютером 24 часа в сутки, то компьютерные игры пойдут и вам и вашему ребенку только на пользу. И, поверьте, намного лучше и полезнее для мозга провести час за компьютером, играя в «Сибирь» нежели убить это время просмотром очередного телевизионного балагана типа «Пусть говорят». Надеюсь, что через несколько лет отношение к компьютерным играм в нашей стране, да и во всем мире, изменится в лучшую сторону.

Автор статьи: Сергей Мельников. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Share

Комментарии


Рейтинг@Mail.ru
О нас
Контакты
Наши проекты: Mara | Desktop Lux | Click & Relax | Новогодний сайт | Onlive Clock | Web Media Center | Photo Mirror | System Scanner | О деньгах